В ГОУ «КРЛ при СГУ»
успешно работает система
взаимодействия между научным ученическим сообществом (элективный учебный
предмет) и социальными научными партнерами. В качестве социальных партнёров выступают
Коми научный центр УрО РАН (Институты
биологии, физиологии, геологии) и Сыктывкарский государственный университет (кафедры Института естественных наук,
Научный образовательный Центр проблем
гипоксии).
Начиная с 2006 года в НОЦ «Проблем гипоксии»
(руководитель д.б.н., профессор Иржак
Л.И.) для лицеистов проводятся занятия по влиянию физической нагрузки на
показатели кардиореспираторной системы человека, объясняется работа приборов, принципы построения
эксперимента и способы оценки результатов.
Учащиеся получают задания сформулировать тему
лабораторного практикума, поставить цель
и задачи исследования, описать методы и условия эксперимента. Кроме
того, свои впечатления ребята представляют в форме фоторепортажа или небольшой
статьи на сайте экологического клуба. Приведём несколько высказываний
лицеистов.
ДЕНЬ ГИПОКСИИ
Будучи учеником 7 класса, я побывал
на научной ярмарке в СыктГУ, и нас
пригласили в Центр гипоксии. Здесь мы стали участниками эксперимента. Сначала
нам предложили взвеситься, затем измеряли рост, проверяли объём лёгких и время,
на которое получалось задержать дыхание. Далее мы по очереди садились на
велотренажёр. Перед процедурой на кисти рук наносили тонкий слой экогеля и
прикрепляли специальные прищепки. Все данные заносились в компьютер, он
измерял наш пульс в покое и в движении. После этих процедур мы научились
определять потребление кислорода в нашем организме с помощью формул. Когда наше
занятие закончилось, я почувствовал, что мои познания по анатомии и физиологии
человека возросли.
Максим Редкин
ИНТЕРЕСНО И
ПОЗНАВАТЕЛЬНО
Цель лабораторной
работы: определить зависимость пульса от степени физической нагрузки. На занятии в Центре гипоксии мы
провели измерения частоты пульса в состоянии покоя и после нескольких
приседаний. Было интересно узнать о способе измерения пульса с помощью
электродов и научиться разбираться в кардиограмме. Например, я узнал, что для
усиления проводимости на кожу наносят эхогель, и как именно расшифровывается
кардиограмма. Занятие получилось интересным и познавательным.
Глеб Казымов
КАРДИОГРАММА
НА ПАМЯТЬ
В
феврале 2018 года мы побывали в НОЦ «Проблемы гипоксии» на базе СГУ. Нам предоставили
возможность ознакомиться с работой электрокардиографа. Этот прибор используется
для оценки функциональных способностей организма человека с помощью ряда проб. Например,
проба Мартине определяет способность сердечно-сосудистой системы
восстанавливаться после занятий физическими упражнениями. Мне предложили
принять участие в эксперименте. На обе руки были помещены электроды, которые
фиксировали и передавали данные о частоте сердечных сокращений на
электрокардиограмму. Моей задачей было
сделать 20 приседаний за 30 секунд, после чего восстановить дыхание. На примере
полученной кардиограммы всем ребятам показали фазы сердечных сокращений и
восстановление нормы после выполнения физических нагрузок. Было очень интересно
поучаствовать в эксперименте и получить собственную распечатанную кардиограмму
на память. Больше всего мне понравилось то, что нам дали отличную возможность
самостоятельно проделать все указания и поучаствовать в небольшом исследовании
человеческого тела.
Алёна
Пекарь
Сотрудничество КРЛ при СГУ с научно-образовательным
центром Проблем гипоксии позволяет расширить кругозор школьников,
заинтересовать научной работой, помогает ввести молодого человека в
специальность. При обучении основам исследовательской деятельности мы даем детям возможность раскрыть тайны
природы, а освоение учащимися планирования научных исследований позволит
отдельным ученикам со временем перейти к реальным научным исследованиям. Умение
учиться обеспечит личности нашего лицеиста высокую социальную и
профессиональную мобильность во взрослой жизни.
Герасименко
Н.Л., учитель
биологии
Комментариев нет:
Отправить комментарий