09 сентября 2018

Экотропа ЧИТ-ВЫЛЬГОРТ

Паутинка-2019
новый  проект "Экологическая тропа в городе"

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
В разных странах тропы назывались по-разному: тропа природы, научная трасса, естествоведческая тропа.
            Основное назначение троп природы - воспитание культуры поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе, совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
            Как создать свою тропу? Для кого она будет предназначена? Как сделать её интересной и познавательной? На эти вопросы можно ответить, если самому пройти по экологической  тропе, взглянуть на неё изнутри.
            В мае 2018 года лицеисты побывали в с.Выльгорт на тропе "Ордым" (репортаж в блоге "Паутинка"), а в сентябре отправились в м.Чит  на "Тропу здоровья". Руководитель турклуба Молодёжного центра г. Сыктывкара Андрей Ситар - биолог по образованию, турист по призванию,  был инициатором создания тропы на этоммаршруте, он же стал и нашим гидом.

Маршрут экологической экспедиции:
Микрорайон Чит г. Сыктывкара – старицы – р. Сысола – сосновый бор – березняк – метеостанция – заливные луга – смешанный лес – сельскохозяйственные поля – село Выльгорт.

Цели:
1. Освоение полевых методов.
2. Знакомство с экологической терминологией.
3. Знакомство с основами пешего туризма.
4. Сбор материала для написания статьи.
5. Сбор материала для проекта по организации экотропы в городской черте.

Экспедиция по экологической тропе

В первую неделю сентября в прекрасный теплый день группа лицеистов (ученики 9-11 классов) отправились в увлекательную экспедицию по экологической тропе от местечка Чит до села Выльгорт. Наш инструктор - Ситар Андрей Александрович, был одним  из создателей этой экологической тропы. Альбом "ЭКОТРОПА ЧИТ-ВЫЛЬГОРТ"
            В начале нашего путешествия мы спустились в берегу реки Сысолы. Там мы взяли образцы некоторых растений, а наш инструктор рассказал о правилах поведения и ориентирования в лесу. Далее мы отправились по дороге, где мы могли сполна налюбоваться невероятными красотами природы и сделать яркие фотографии. Следующим пунктом были старицы (прежние русла реки), нам рассказали интересный факт, что весной (после половодья) там  можно найти немало рыбы и поймать ее без всяких усилий.
            Скоро на нашем пути повстречалось лесное озеро, где мы взяли пробы воды и, какое было наше удивление, когда в воде мы обнаружили много живых организмов, таких как: водные клещи, лужанки, личинки стрекозы, паденки, личинки комара. Словно в озере обитает «целый зоопарк».
            На часах был полдень, и мы решили остановиться на полянке и перекусить. Мы накрыли стол и решили познакомиться, для этого  передавали сачок по кругу и рассказывали о себе и своих впечатлениях.  После привала было решено немного сократить путь, и отправиться сначала через высохшее болотце, а потом через заросли шиповника. И наконец мы  снова вышли к берегу реки.
            Далее наш маршрут лежал через лес, главной особенностью которого является ярусность. Мы видели  высокие  деревья  (ель, пихта), а также кустарники и разнотравье. На втором привале Андрей Александрович рассказал правила выживания в лесу ( как можно разжечь костер без спичек, как правильно собирать дрова, как отличить собачий след от волчьего и многому другому). А еще несколько человек, под руководством Людмилы Александровны, отправились делать флористическое описание луга. Это были очень полезные знания!
            В конце нашего маршрута мы шли по дороге к нашей конечной точке (селу Выльгорт). Сделали последнюю остановку, где все участники поделились впечатлениями об экспедиции.  Экологическая тропа настолько понравилась, что ребята захотели вернуться сюда еще раз.
Екатерина Макарова, 9 кл.

Зоопарк в лесном озере
            В теплый осенний день члены клуба «Паутинка» отправились в увлекательную экспедицию по красивейшим местам пригорода Сыктывкара. Наш маршрут начинался с м. Чит, где Анастасия Пунегова рассказала как делать гидрологическое описание реки, и мы взяли первую пробу воды в старице р. Сысола.
            Экологическая тропа проходит  по правому берегу реки Сысола,  и на пути нам повстречались некоторые представители фауны. Например, лягушки, очень добрый паук, не наносящий  вред человеку, также многие насекомые.
            Второй остановкой было замечательное озеро, где мы нашли большое количество его представителей: водяного клеща (клещи не способны ни укусить, ни тем более проникнуть под кожу, улитку лужанку (в тот момент, когда кислорода становится недостаточно, лужанка умирает), жука вертячку (вспугнутые приближением наблюдателя, они быстро удаляются от берега или ныряют, и чтобы захватить их сачком, требуется некоторая ловкость), поденку (отличное лакомство для рыб), неких моллюсков, и хирономид - личинок комаров. Вот сколько живых организмов мы поймали одним взмахом сачка!
            На протяжении нашего путешествия мы два раза останавливались на перевал, скидывали тяжелые рюкзаки, накрывали большой стол и наслаждались прекрасной природой. Завершением нашего дня был костер! Мы узнали не только как правильно разжигается костер, но и  увидели грамотное тушение огня. В целом мы прошли около десяти километров, познакомились с основами пешего туризма и с экологической терминологией. Правда, нужные знания!
Арина Бойко, 9 кл.

О незнакомых ягодах, или немного практической ботаники
            Помните, когда мы проходили через заросли, заметили незнакомые красные ягодки? Их личности установлены! Первая незнакомка - это  Лесная жимолость. Кустарник. Её характерные признаки: красные ягоды, которые растут попарно, и бархатистые листья. Её активно поедают птицы, благодаря которым она быстро разрастается. Но для человека лесная жимолость
Жимолость
ядовита, поэтому её относят к группе "волчьих ягод".
            Второй личностью оказался Паслён
Паслён
сладко-горький. Кустарник, но некоторые считают его лианой, поскольку он стелется по земле. Обладает лечебными свойствами: мочегонными, отхаркивающими, обезболивающими. Но нужно быть осторожным, т.к. паслён ядовит при употреблении его в больших количествах
Крушина
            А ещё на первой нашей остановке Настя нашла кустарник с чёрными ягодами. Это Крушина ломкая. Обладает слабительным действием, которое проявляется через 8-10 часов. Но она ядовита при употреблении её в больших количествах, и даже десять ягод могут привести к летальному исходу.
Полина Ловин-Лович, 11 кл.

О теории огня и других правилах выживания
            Наш инструктор Андрей Александрович показал очень занятный способ ориентирования на местности. Метод заключается в следующем: чтобы найти юг, нужны механические часы, которые точно показывают время. Наводим короткую часовую стрелку в сторону солнца, а затем мысленно рисуем линию к часу дня на циферблате, тогда биссектриса угла между часовой стрелкой и воображаемой линией к часу дня будет указывать на юг.
            Помимо этого, мы узнали, как отличить след волка от следа собаки. Главным отличием, по которому и определяется хищник, является более вытянутая лапа. Но также есть ряд и других признаков: след глубже, передние подушечки на лапах расположены дальше, чем у собак: если провести линию в центре лапы, то нижние подушечки будут строго ниже, в то время как у собаки эта линия пересечёт нижние концы лап.
            На берегу реки на привале мы начали собирать ветки и хворост, сортируя по толщине. Это нужно, чтобы при розжиге и поддержании огня подкидывать пропорциональные его размеру ветки, а также для более обильного поступления кислорода. А обилие кислорода для костра - это большее количество тепла и меньший объем дыма.
            По дороге мы насобирали немного коры, но так как огонь разводили не обычным способом, а кремневым огнивом, то кору пришлось расщепить для лучшего охвата пламенем. Также горящие ветки не должны соприкасаться с земной поверхностью, так как она поглощает часть тепла. В этом походе мы складывали костёр "Шалаш". Особенно важно отметить, что тушить костёр нужно до тех пор, пока дым совсем не исчезнет!