Пять минут не полежало - ничего не набежало...
ИЛИ
А наши кокки лучше!
На
исходе первого полугодия 42 группа посетила чудесное место в корпусе Института
естественных наук - лабораторию МИКРОБИОЛОГИИ.
В
новых условиях "никого-посторонних-не-пускать" в этом году нам не
удалось попасть на занятия ни в Институт биологии, ни в Институт физиологии, ни
в медицинский колледж. Поэтому было настоящим счастьем, облачившись в белые
халаты, маски и перчатки, спуститься на второй этаж и оказаться у всегда
гостеприимной Нины Николаевны Шергиной с магистрами-микробиологами Юлией
Алексеевной и Валерией Викторовной.
Нина
Николаевна рассказала о перспективных направлениях микробиологии, объяснила,
какие научные исследования проводят студенты-биологи и магистры, показала
поэтапную методику работы с микроорганизмами.
И,
наконец, мы, вооружились предметными стеклами, спиртовками, метиленовой синькой
и бактериальными петлями, самостоятельно приготовили микробиологические
препараты, рассмотрели через окуляры микроскопа прокрашенные шарики кокков и
палочки бацилл, а на прощание устроили им и себе фотосессию.
ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ МИКРОБИОЛОГИИ
16 декабря наш урок
биологии прошел в лаборатории микробиологии в химико-биологическом корпусе
Сыктывкарского государственного университета. Мы познакомились с основами того,
чем обычно занимаются микробиологи. Также мы смогли провести практическую
работу по микроскопированию культур бактерий. Это был необычный и абсолютно
новый опыт для нас. Нина Николаевна Шергина, руководитель лаборатории, так
занимательно рассказывала об особенностях своей работы, её специфике, что
многие ребята сразу же заинтересовались исследованием микромира. Я думаю,
некоторые даже всерьёз задумались над собственной деятельностью в области
микробиологии. Мы узнали, какие темы в настоящем времени является главными
задачами учёных. Микромир составляет основу макромира, поэтому исследование
микроорганизмов является первостепенной задачей научного сообщества.
К
примеру, исследование микроорганизмов почвы является одним из перспективных
направлений в микробиологии. Микробиологи СГУ уверены, что смогут продвинуться
в исследовании борщевика и истребить это злокачественное растение. Этого можно
достичь, исследовав микроорганизмы, которые содержатся в почве на месте
прорастания борщевика, провести эксперименты и сделать выводы, при каких
условиях борщевик чувствует себя комфортно и продолжает расти, а при каких он
будет угнетён и перестанет распространятся по всей планете.
Также
мы узнали о целлюлозоразрушающих бактериях. Их получают путём выделения из
почвы штаммов бактерий, которые разлагают древесину. Они могут использоваться
для очистки отходов целлюлозоперерабатывающих предприятий, которые
выбрасываются в реки и нарушают целостность водных экосистем. В настоящее время
эти отходы являются огромной проблемой, поэтому исследование этой группы бактерий
будет актуально довольно долго.
Особый
научный и практический интерес представляют так называемые эндофитные
микроорганизмы («эндофиты») - это бактерии, населяющие внутренние ткани
здоровых растений и не вызывающие образование специализированных органов. К
настоящему времени биологизация земледелия в мире, а особенно в Евросоюзе,
переживает настоящий «мейнстрим». Использование эндофитных микроорганизмов, как
продуцентов высокоэффективных микробиологических препаратов, является
современной тенденцией прикладной микробиологической науки. Во ВНИИ
сельскохозяйственной микробиологии активно осуществляются исследования по
разработке и научному обоснованию применения микробных препаратов следующего
поколения на основе эндофитных бактерий. Создание растительно-микробных систем
на основе бактериальных эндофитов будет иметь большое практическое значение для
сельского хозяйства и позволит получать конкурентоспособную
сельскохозяйственную продукцию высокого качества в экологически безопасных,
низкозатратных системах земледелия.
Таким образом, микробиология
является одним из самых интересных, а также перспективных разделов биологии.
Многообразие микроорганизмов, их постоянная изменчивость привлекают всё больше
и больше учёных, стремящихся узнать тайны живого. Развитие этой отрасли науки
позволит дальше продвинуться в понимании мира, сделать жизнь на нашей планете
лучше.
Жирютина Дарья, Жирютина Ксения, Рафикова Елизавета, 42 гр.
АЛГОРИТМ
РАБОТЫ МИКРОБИОЛОГА
Нам предложили посмотреть на бактерий некоторых культур под микроскопом, но для этого нужно было приготовить препарат.
Цель
работы:
ознакомление с правилами работы в микробиологической лаборатории, с
особенностями подготовки помещения, оборудования и лабораторной посуды к работе
с микроорганизмами; приготовление, окраска и микроскопирование препарата.
1.
Подготовка предметных стекол, толщина которых не должна превышать 1,2 - 1,4 мм.
Тщательное протирание сухим мылом, чтобы стекла были очищены и обезжирены.
2.
Нанесение капли воды на предметное стекло и помещение в нее с помощью
стерильной пипетки небольшого количества клеток одной из культур (колония
бактерий).
3.
Высушивание мазка на воздухе, чтобы не осталось лишней воды. Правда, мы просто
прогрели его на спиртовке в течение 5 минут для ускорения процесса.
4.
Фиксация препарата. Мы три раза провели наш мазок над спиртовкой, чтобы сделать
мазок более восприимчивым к окраске, так как мертвые клетки окрашиваются лучше,
чем живые.
5.
Окраска. Мы окрасили клетки анилиновыми красителями (метиленовая синька), чтобы
можно было разглядеть формы и размеры клеток.
6.
Рассмотрение препарата через микроскоп сначала на малом увеличении, чтобы найти
клетки, а потом на большом с использованием иммерсионного масла*.
*Иммерсия (иммерсионный
метод микроскопического наблюдения) в оптической микроскопии — это введение
между объективом микроскопа и рассматриваемым предметом жидкости для усиления
яркости и расширения пределов увеличения изображения.
*Иммерсионная система — оптическая система, в которой пространство между первой линзой и предметом заполнено жидкостью. Применяемая таким образом жидкость называется иммерсионной. Коваленко Тимофей, Тоинова Софья, Фатьянов Александ, 42 гр.
Какие
удобрения повышают количество урожая без вреда для растений?..
16 декабря наша группа
посетила лабораторию микробиологии. Для нас провели увлекательную и
познавательную экскурсию, которая была направлена на ознакомление учащихся с
такими аспектами микробиологии как: почвенные организмы и целлюлозаразрущающие
бактерии. Изучать эти аспекты необходимо, так как они играют важную роль в
практическом применении. Например, почвенные штаммы разлагают нефть и
целлюлозу. Благодаря этим исследованиям, люди научились создавать биопрепараты.
Это своеобразные удобрения, которые повышают количество урожая без вреда для
растений. После теоретической части мы приступили к практике. Через микроскоп
наша группа увидела, как выглядят некоторые виды бактерии (кокки, бациллы). На
всех присутствующих экскурсия произвела только хорошее впечатление.
Анохина
Мария, Рябова Алина, Бутикова Анастасия, 42 гр.
Я БЫЛ ОЧЕНЬ
ЗАИНТЕРЕСОВАН ЭТИМ УРОКОМ...
Я БЫЛ ОЧЕНЬ
ЗАИНТЕРЕСОВАН ЭТИМ УРОКОМ
В ходе практической
работы нами было изучено такое понятие, как микробиология, род её деятельности,
и для чего она нужна. Мы услышали о хранении микропрепаратов. Преподаватель
кафедры Нина Николаевна объяснила методику выполнения практической работы.
· Специальную емкость наполняют агаром,
чтобы бактерии, хаотично движущиеся в воздухе, попали на налёт. Для этого чашку
открывают на пять минут для отлова микроорганизмов.
· В данной ёмкости - чашке Петри, в
течение 10 дней появляются микроорганизмы, такие «бежевые язвы». То есть одна
спора дает целую колонию, видимую без специальной оптики.
Ход выполнения практической работы:
1.
Подготавливаем
инструменты и приборы для работы: чек-бактерии, предметное стекло, спиртовка,
микроскоп, спираль для сбора микроорганизмов.
2.
Взяв
предметное стекло, рисуем на нём фломастером круг для границ распределения
препарата.
3.
Над
спиртовкой прокаливаем спираль, чтобы убить ненужные микроорганизмы.
4.
Далее
остужаем спираль в агаре и аккуратно соскабливаем микроорганизмы.
5.
После
нанесения микроорганизмов на предметное стекло следует высушить насухо остатки
воды.
6.
После
полного высыхания на предметное стекло с микроорганизмами наносим окрашивающие
вещество, засекаем 1-2 минуты, затем излишки краски смываем водой.
7.
Помещаем
готовый микроорганизм под объектив микроскопа.
8.
Далее
на минимальном, а затем на большом увеличении рассматриваем микроорганизмы.
9.
Были
замечены раздельные г-образные темные бактерии.
Для меня это была первая практическая работа по микробиологии, и я был очень заинтересован этим уроком.
Федяев Никита, 42
гр.
|
Накаливание
спирали |
|
Подготовка
препарата |
Молодцы ребята: и в микробиологии показали себя, и в экологической журналистике прозвучали.
ОтветитьУдалитьА это отзыв "хозяйки" лаборатории микробиологии - Нины Николаевны Шергиной: "Ребята самую суть уловили. Просто молодцы, таких бы нам студентов. Вас и всех ребят с наступающим Новым годом! Пусть их любопытство и любознательность никогда не пропадут".
ОтветитьУдалить