19 апреля 2018

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТ «А» ДО «Я» НА ХИМБИЛЕ

   
19 апреля 2018 г. ГОУ «КРЛ при СГУ» для учащихся сельских муниципальных образовательных организаций Республики Коми из Княжпогостского и Сыктывдинского районов был организован учебный практикум «Учебно-исследовательская деятельность от  «А» до «Я».
    В корпусе Института естественных наук (на химбиле) состоялся семинар-практикум «Учебно-исследовательская деятельность по биологии:  введение, методы, результаты», целью которого было знакомство с начальными  этапами исследовательской работы.
Первый этап работы начался в кабинете биологии, куда вместе с волонтёрами Настей Пунеговой и Юлей Наумовой пришли участники семинара. Нашими гостями стали  Ирина Викторовна, учитель географии, двенадцать девчонок и Женя Куштысев из СОШ №2 г. Емвы, победитель конференции «Первые шаги» на секции «Биология и экология». 
    Семинаристы познакомились с презентацией о правилах написания исследовательской работы, активно участвовали в обсуждении. Структура  собственно учебного практикума состояла из трёх частей: проведение эксперимента (измерение пульса в разных условиях); оформление результатов в компьютерной программе Excel; написание раздела «Введение» - важного этапа любой исследовательской работы. 

    Эксперимент прошёл весело: ребята измерили пульс в покое и после физической нагрузки (проделав 20 приседаний за 30 секунд), данные занесли в таблицы. Дальнейшая работа проходила в компьютерном классе, где участники семинара разбились на группы по два человека и занялись самой сложной работой – написанием раздела «Введение», то есть формулированием темы работы и актуальности исследования, постановкой проблемы,  определением объекта и предмета исследования, формулированием цели и задач, выдвижением гипотезы. Мирослава Колегова и Вика Прохорова заносили данные всех участников в единую таблицу и в программе Excel рисовали диаграммы. 
Написание текста Введения потребовало от ребят больших затрат и времени, и умственных усилий. Ниже приводится один из возможных  вариантов раздела Введение.
  • Тема: Действие физических нагрузок  на частоту сердечных сокращений у детей 14-17 лет.
  • Проблема. Изменения ЧСС в разных условиях очень вариабельны. Вариабельность сердечного ритма  высока даже у одного человека в разные моменты измерений. Реакция на физическую нагрузку является индикатором показателей здоровья.
  • Объект:  подростки в возрасте  14-17 лет.
  • Предмет: показатели частоты сокращений сердца (пульс).
  • Цель: рассмотреть индивидуальные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на различные воздействия.
  • Задачи: 
1) определить ЧСС в покое (в положении сидя); 
2) определить ЧСС в пробе Мартине; 
3) проанализировать вариабельность сердечного цикла в группе испытуемых.
  • Гипотеза:  реакция на нагрузку отражает состояние организма.  Эксперимент показывает состояние ССС,  способность крови к перераспределению.  В группе испытуемых будут большие индивидуальные различия, связанные с подростковой гормональной возбудимостью.

    По окончании семинара была организована экскурсия в зоологический музей ИЕН, где наших гостей ждала встреча с великолепными экспонатами, о которых с любовью рассказывала Елена Александровна Голикова. Практически никто из ребят раньше не был в этом музее, поэтому следующий семинар мы пообещали им устроить здесь. Тем более, фонды зоологического музея позволяют проводить не только экскурсии, но и вести серьезную научную работу.
Семинар завершился рассказом об Институте естественных наук, о направлениях работы кафедр экологии, геологии, химии и биологии. Мы попросили участников семинара поделиться своими впечатлениями. 
День в целом был неплохой. Очень понравилось то, как мы писали проекты, и еще музей. Спасибо большое за этот день!
Больше всего понравилось посещение зоомузея, работа в компьютерном классе и проведение исследовательской работы.
Спасибо, всё было очень здорово. Интересно рассказывали про исследования, и была интересная экскурсия в музей!
Спасибо большое за тёплый приём! Очень понравилась мастерская по написанию исследовательских работ. Обязательно буду применять те знания, которые получила сегодня, в своей учебной деятельности.
Мне всё понравилось! Особенно в кабинете биологии и информатики. В музее всё супер!
День в Институте естественных наук был насыщенным и ярким. Всё было интересно и удивительно. Музей незабываемый. Если нам ещё выпадет шанс посетить это замечательное место, мы обязательно к вам приедем. Спасибо за этот прекрасный день!

Спасибо и вам, ребята, за этот день. Вы все большие молодцы!  Мы тоже учились, приобретая опыт проведения подобных семинаров-практикумов. Приезжайте еще раз, нам есть о чём поговорить.
Герасименко Наталья Львовна,
Макарова Людмила Александровна,
  авторы и ведущие семинара-практикума
«Учебно-исследовательская деятельность по биологии: 
 введение, методы, результаты»

Комментариев нет:

Отправить комментарий