пятница, 6 декабря 2019 г.

ДЕЛА СЕРДЕЧНЫЕ


В Коми научном центре начались занятия для школьников. В частности, в Институте физиологии этим заведует Наталья Александровна Киблер, которая занимается очень важным делом - популяризацией науки. Интересно побывать в настоящих лабораториях, услышать и увидеть, как рождается серьёзная наука. Научные сотрудники проводят для школьников популярные лекции и практические занятия.
Приятно, что в этом году у нас очень активные девятиклассники, которые с интересом посещают занятия Малой академии: это Тимофей Коваленко, Ксения Белоусова, Анна Василюк, Ксения и Дарья Жирютины, Марина Нестерова, Мария Анохина.
Вашему вниманию предлагается мини-репортаж с места событий.

  Сегодня мы посетили занятие Малой академии в Институте физиологии. Предстояло изучить насосную функцию сердца на примере лабораторной крысы. Было немного боязно оказаться на настоящей операции, но затем стало просто интересно, и страх забылся.
  Эксперимент по стимуляции сердца проводился над крысой в возрасте 1 года весом 400 грамм.
Для начала была сделана трахеотомия, т.е. ввели трубку между мышцами, сделали прорез, вскрыли и раздвинули кожу. Затем включали аппарат искусственного дыхания. После этого прорезали часть кожи ножницами и вскрыли грудную клетку посередине, чтобы не кровило и не повреждались межрёберные сосуды.
  Затем записывают частоту сердечных сокращений, в частности у крыс примерно 400 ударов в минуту до того, как вскрывается грудная клетка. Вскрытие грудной клетки влияет на понижение частоты сердечных сокращений, поэтому она снижается (происходит брадикардия) и становится 250-300 ударов в минуту. После этого ищут сонную артерию и вводят катетер (это полая трубка, предназначенная для соединения сосудов с внешней средой с целью опорожнения).
  Теперь переходим к электрокардиограмме (см. фото), смотрим электрические процессы сердца.

  Через ушко в правом предсердии с помощью иголочки измеряется длительность, температура и частота. Начинают с частоты, которая естественна у крыс, например, 200 ударов в минуту при синусовом ритме, начинают с этой частоты стимулировать и поднимаемся выше с шагом примерно 50 ударов. В результате уже проведённых опытов можно сказать о результатах, частоту можно навязать примерно в 2 раза, т.е. если 200 – это исходное при опыте, то можно навязать максимум 400 ударов в минуту.

  Конечная цель этой экспериментальной части: мы должны навязать максимальную частоту, при которой сердце бы работало нормально, без сбоев, без нарушения ритма. Как только начинается нарушение ритма, фиксируют, что выше этой частоты сердце нормально работать не может, насосная функция сердца ослабевает, сердце не может нормально выбрасывать кровь.
  Прикладное значение – подходит для человека, если человеку делают стимуляцию, то ему делают желудочковую стимуляцию, вживляют специальный стимулирующий электрод в желудочек. В Институте физиологии делали несколько желудочковых стимуляций, в частности, на собаках, стимулировали верхушку левого желудочка, верхушку правого желудочка, а также делали бифокальную стимуляцию – одновременно стимулировали основание левого и верхушку правого, 2 электрода стимулировали и сердце работало. Смотрели, какая стимуляция приводит к увеличению сократимости, т.е. чтоб сердце работало в хорошем режиме.
  Если у человека сердечная недостаточность, то при стимуляции улучшается насосная функция.
Марина Нестерова,
Даша Жирютина, 9 класс

Комментариев нет:

Отправка комментария