23 сентября 2020

НА БЕРЕГУ ЛЕСНОГО ОЗЕРА ПОЯВИЛИСЬ ЭКОЛОГИ


Для чего на Красную гору мы несли мутнометр и гидробиологический сачок? Кто такие водные клещи и из чего был сделан домик ручейника? Как меняет свой облик растение стрелолист и чем дышит моллюск прудовик? На эти и другие вопросы получили ответы десятиклассники естественнонаучного класса.

            Пятого сентября в лицее традиционно прошел День здоровья - состоялся поход на Красную гору. После перекуса у костра и веселых стартов наша 42 группа с учителями биологии и химии отправилась на лесное озеро неподалёку.

            Для начала мы осмотрели само озеро, выяснили его гидрологические характеристики. Оно бессточное, имеет зеленовато-желтую окраску воды. Температура в водоёме достаточно теплая - 17 градусов Цельсия. По берегам озера произрастают макрофиты: стрелолисты, осока, частуха. По водным растениям (особенно по ряске) можно определить санитарное состояние водоёма, степень его загрязнения. Их наличие помогает выявить сбои в функционировании водных экосистем озера.

            Далее предстояло определить некоторые гидрохимические показатели воды.  Цветность и наличие запаха определить было несложно. Затем было решено измерить мутность и прозрачность воды в полевых условиях. Для этого применяли особый прибор - мутнометр, представляющий собой прозрачную трубку, в которую наливается некоторый объём воды. Трубка закрывается непрозрачным экраном и ставится на образец текста со шрифтом. По мере откачивания воды из трубки мутнометра стало возможным прочитать шрифт. Вскоре мы смогли определить, что значение прозрачности равно 45,5. Используя график зависимости мутности от прозрачности, получили, что мутность равна 1,2 мг/л (по Коалину) и 2 ЕМЛ/л (обычная).

            Экспедиция на озеро завершилась гидробиологическим описанием водоёма. После нескольких решительных заборов проб водным сачком мы добыли множество крошечных организмов, обитающих на илистом дне: водяных клещей - "помидорок" на ножках, жуков-вертячек, личинок стрекоз, рачков - дафний и циклопов. Также мы нашли моллюсков - лужанок и прудовиков. Неожиданным сюрпризом стало обнаружение пиявки и личинки ручейника. Эти необычные существа сразу привлекли всеобщее внимание. Мы увидели, как маленькая личинка ручейника смастерила себе домик из кусочков водных растений, скрутив их в плотную и надежную полую трубку.

            Нам рассказали, что по водным беспозвоночным можно определять степень загрязнения водоема. Каждой группе гидробионтов начисляется некоторое количество баллов, исходя из класса "чистоты", далее по сумме баллов выявляют степень загрязнения водоёма органикой. Однако в нашем случае это было излишним: ручейник является неким исключением, индикатором того, что место его обитания достаточно чистое.            Наверняка этот поход понравился многим ребятам. После долгого перерыва в учёбе было очень интересно выйти на природу и даже провести небольшое исследование. Наша группа познавательно провела время: обогатила свои знания о живых организмах, не встречающихся в бетонном городе, но активно продолжающих жить в нетронутых человеком местах. Мы установили, что озеро рядом с нашим излюбленным местом для походов всё ещё чистое. 

Жирютина Ксения,

Нестерова Марина

Клуб "Паутинка"


7 комментариев:

  1. Малая экспедиция на лесное озеро не только дала старт работе нашего экологического клуба, но и предоставила возможность "вживую" познакомиться с гидробионтами в лаборатории, освоить несколько методов обработки материала, соорудить мини-аквариум для водных беспозвоночных, постичь азы научного исследования.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как бы то ни было, меня радует тот факт, что «любопытство неминуемо побеждает лень». Вместо того, чтобы лежать и нежиться под лучами сентябрьского солнца мы, экологи-химики-биологи, берём сачок, «ныряем» в огромные сапоги, вылавливаем жителей лесного озера, чтобы сказать, - «Привет!» жителям параллельного мира.

      Удалить
  2. В прошлом году мы, нынешние ученики 52 группы, также принимали участие в «речном дозоре». Это настоящая научная работа и целое увлекательное исследование! Я думаю, что любому ученику было бы интересно поработать с химическими реагентами и специализированными приборами, такую возможность как раз нам предоставили наши учителя - Пчёлкина Галина Викторовна и Герасименко Наталья Львовна. Такая работа очень развивает внимание, учит концентрироваться и, что немало важно, доставляет массу удовольствия!) Это действительно очень приятно — видеть результат своего исследования, проводить расчёты и получать данные и, самое главное, понимать, что ты все это сделал САМ! Спасибо нашим учителям!

    ОтветитьУдалить
  3. В прошлом году мы, нынешние ученики 52 группы, также принимали участие в «речном дозоре». Это настоящая научная работа и целое увлекательное исследование! Я думаю, что любому ученику было бы интересно поработать с химическими реагентами и специализированными приборами, такую возможность как раз нам предоставили наши учителя - Пчёлкина Галина Викторовна и Герасименко Наталья Львовна. Такая работа очень развивает внимание, учит концентрироваться и, что немало важно, доставляет массу удовольствия!) Это действительно очень приятно — видеть результат своего исследования, проводить расчёты и получать данные и, самое главное, понимать, что ты все это сделал САМ! Спасибо нашим учителям!

    ОтветитьУдалить
  4. Очень интересно!!! Будут ли ещё такие проверки вод Сыктывкара вместе с ребятами из лицея? Хотелось бы побольше таких мероприятий!
    Пакшин Данил 52 группа

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Данил, обязательно будут. Начнётся весна, река вскроется и "Паутинка" с новыми усилиями будет "плести паутину исследований"... Кстати, у Вас будет время присоединиться)

      Удалить
  5. Ребята большие молодцы, спасибо учителям Галине Викторовне и Наталье Львовне за организацию похода и подробный рассказ про природу! Такие мероприятия всегда идут на пользу ученикам, юное поколение учится дружить с природой.
    Настя Афанасьева

    ОтветитьУдалить