В ГОУ «КРЛ при СГУ»
успешно работает система
взаимодействия между научным ученическим сообществом (элективный учебный
предмет) и социальными научными партнерами. В качестве социальных партнёров выступают
Коми научный центр УрО РАН (Институты
биологии, физиологии, геологии) и Сыктывкарский государственный университет (кафедры Института естественных наук,
Научный образовательный Центр проблем
гипоксии).
Начиная с 2006 года в НОЦ «Проблем гипоксии»
(руководитель д.б.н., профессор Иржак
Л.И.) для лицеистов проводятся занятия по влиянию физической нагрузки на
показатели кардиореспираторной системы человека, объясняется работа приборов, принципы построения
эксперимента и способы оценки результатов.
Учащиеся получают задания сформулировать тему
лабораторного практикума, поставить цель
и задачи исследования, описать методы и условия эксперимента. Кроме
того, свои впечатления ребята представляют в форме фоторепортажа или небольшой
статьи на сайте экологического клуба. Приведём несколько высказываний
лицеистов.
ДЕНЬ ГИПОКСИИ
Будучи учеником 7 класса, я побывал
на научной ярмарке в СыктГУ, и нас
пригласили в Центр гипоксии. Здесь мы стали участниками эксперимента. Сначала
нам предложили взвеситься, затем измеряли рост, проверяли объём лёгких и время,
на которое получалось задержать дыхание. Далее мы по очереди садились на
велотренажёр. Перед процедурой на кисти рук наносили тонкий слой экогеля и
прикрепляли специальные прищепки. Все данные заносились в компьютер, он
измерял наш пульс в покое и в движении. После этих процедур мы научились
определять потребление кислорода в нашем организме с помощью формул. Когда наше
занятие закончилось, я почувствовал, что мои познания по анатомии и физиологии
человека возросли.
Максим Редкин