29 октября 2018

Клуб "Паутинка" подвёл итоги 2017-18 учебного года


Клуб естественнонаучного профиля "Паутинка" подвёл итоги 2017-18 учебного года. Работа клуба проходит по нескольким направлениям: организация социально-экологических акций, участие в слётах и конкурсах, представление информации в СМИ, работа над экологическим проектом года. Альбом 

Акции "Батарейка" и "Вторая жизнь бумаги"
За период 2017-18 учебный год сдано в экологический центр и отправлено на переработку в Челябинск более 80 кг использованных батареек, в организацию "Комиэковтор" - более двух с половиной тонн макулатуры. Сохраняем и лес, и почвы,  уменьшаем количество отходов.
§  Никулин Юрий, 22 гр.
§  Николов Симеон, 31 гр.
§  Пунегова Анастасия, 52 гр.
§  Красиков Святослав, 41 гр.
§  Рудаков Сергей, 32 гр.
§  Вырлан Юлия, 32 гр.
§  Бойко Арина, 32 гр.
§  Хлоповская Анастасия, 53 гр.
§  Пекарь Алёна, 31 гр.
§  Бизайне Эмилия, 31 гр.
§  Пунегова Юлия, 22 гр.
§  Куклис Евгений, 41 гр.
§  Никулин Юрий, 22 гр.
§  Красиков Святослав, 41 гр.
§  Курочкин Егор, 31 гр.
§  Туров Сергей, 43 гр.
§  Цицеронова Евгения, 41 гр.
§  Ловин-Лович Полина, 53 гр.
§  Иевлева Анастасия, 53 гр

16 октября 2018

«О СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ....»

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...
А.С. Пушкин
«Направления научной деятельность Института физиологии Коми НЦ» 
Целью нашей экскурсии в Институт физиологии 16.10.2017 было ознакомление с некоторыми направлениями научной деятельности.      Альбом "Институт физиологии"

Отзывы участников экскурсии

Пекарь Алёна, 31 гр.
В качестве примера для описания научной деятельности одной лаборатории я выбрала отдел молекулярной иммунологии и биотехнологий. Актуальность проведения такого рода исследований заключается в расширении знаний о физиологических изменениях, происходящих в организме, в данном случае – влиянии пектинов на организм животных. Объектом исследования являются лабораторные мыши.  Для проведения исследования о влиянии пектинов на память и тревожность мышей применяются следующие методы:
«Водный лабиринт Морриса» - основной тест для изучения пространственного обучения и памяти у лабораторных грызунов.
«Открытое поле» - установка, представляющая из себя арену с высоким бортом, рассеченным на сектора. Устройство предназначено для изучения поведенческих реакций лабораторных животных в стрессовых условиях: оценки уровня исследовательской активности, уровня тревожности и симптомов неврологического дефицита. Для оценки когнитивных функций (память, обучаемость) на открытом поле также проводятся эксперименты с фигурами и ориентирами.
Результатом проведенного исследования будет являться оценка изменений, происходящих в организме лабораторного животного при дополнительной стимуляции пектином.

09 сентября 2018

Экотропа ЧИТ-ВЫЛЬГОРТ

Паутинка-2019
новый  проект "Экологическая тропа в городе"
           
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
В разных странах тропы назывались по-разному: тропа природы, научная трасса, естествоведческая тропа.
            Основное назначение троп природы - воспитание культуры поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе, совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
            Как создать свою тропу? Для кого она будет предназначена? Как сделать её интересной и познавательной? На эти вопросы можно ответить, если самому пройти по экологической  тропе, взглянуть на неё изнутри.
            В мае 2018 года лицеисты побывали в с.Выльгорт на тропе "Ордым" (репортаж в блоге "Паутинка"), а в сентябре отправились в м.Чит  на "Тропу здоровья". Руководитель турклуба Молодёжного центра г. Сыктывкара Андрей Ситар - биолог по образованию, турист по призванию,  был инициатором создания тропы на этоммаршруте, он же стал и нашим гидом.

Маршрут экологической экспедиции:
Микрорайон Чит г. Сыктывкара – старицы – р. Сысола – сосновый бор – березняк – метеостанция – заливные луга – смешанный лес – сельскохозяйственные поля – село Выльгорт.

Цели:
1. Освоение полевых методов.
2. Знакомство с экологической терминологией.
3. Знакомство с основами пешего туризма.
4. Сбор материала для написания статьи.
5. Сбор материала для проекта по организации экотропы в городской черте.

 Экспедиция по экологической тропе

Флористическое описание луга


Оборудование: пробная площадка (1м2) колышки, веревка.
Задачи:
В ходе работы нужно определить:
§ Тип луга
§ Местность
§ Проективное покрытие
§ Обилие (от 1 до 5)
§ Фенофаза (фаза сезонного развития)
§ Жизненность
§ Распределение
§ Хозяйственная группа
§ Хозяйственная ценность

Ход работы:
Заливной луг. Правый берег реки Сысолы, близ Выльгорта. Первая подпойменная терраса. Пойменная почва. Увлажнение умеренное. 

Ср.высота,
см
Плотность,
%
Фенофаза
Жизненность
Распределение
Хоз. группа
Хоз. ценность
Осока
101
25
окончание цветения

не угнетенное
группа
осока
ядовитое
Таволга
70
30
плодоношение
не угнетенное
группа
разнотравье
лекарственное
Калужница
40
35
отцветание
не угнетенное
группа
разнотравье
сорное
Крапива
53
5
отцветание
не угнетенное
диффузно
разнотравье
лекарственное
Вероника
25
2
цветение
не угнетенное
диффузно
разнотравье
сорное
Подмаренник
47
3
отцветание
не угнетенное
диффузно
разнотравье
сорное
Макарова Катя, Бойко Арина, 32 группа

08 сентября 2018

Немного о кострах и...теории огня


Без чего нельзя пойти в лес? Без умений. Одним из самых важных является умение разжечь костер, ведь без него не получится приготовить пищу, просушить одежду и согреться холодной ночью.
Во время экспедиции по экологической тропе нам рассказали и показали, как правильно разжечь костер. С чего же все начинается? Как ни странно это звучит, костер начинается не с огня, а с “карандашей” и “пальцев”. Первым делом мы дружно отправились в лес и искали на земле сухие ветки и небольшие деревья, которые можно было бы использовать как топливо для костра. После полученные материалы надо рассортировать по размеру - от самых тонких к более толстым. Также важно не забыть про материал для розжига. Хорошим вариантом послужит отслоившаяся от ствола береста, которую нужно разделить на слои и сложить на заготовленном для костра месте в форме гнезда, неплохо захватить с собой из дома лист газеты или другой хорошо горящий материал.

ТРОПА ЗДОРОВЬЯ "Микрорайон Чит - поселок Выльгорт"


ТРОПА ЗДОРОВЬЯ
Микрорайон Чит - поселок Выльгорт
1. Вид передвижения: 
Пеший, велосипедный, конный, лыжный, комбинированный из нескольких видов.
2. Протяженность: 
12 км, 1-2 дня
3. Рекомендуемые сроки посещения: 
Весь год за исключением периода половодья и таяния снегов
4. Доступность для категорий граждан:
Детско-юношеский, семейный, для пожилых людей
5. Район маршрута: 
Микрорайон Чит - поселок Выльгорт.
6. Транспортная доступность:
Доехать до мкр-на Чит можно на маршруте автобуса №46 (остановка «Чит»), затем пройти через Чит до р. Сысола и двигаться далее по маркировке. В Выльгорте маркировка выводит к магистрали Вятка р-176, откуда обратно в город можно добраться на маршрутах автобусов №101 и №174.
7. Описание маршрута:
Микрорайон Чит г. Сыктывкара – старицы – р. Сысола – сосновый бор – березняк – метеостанция – оз. Мопасты – заливные луга – смешанный лес – сельскохозяйственные поля – село Выльгорт.
8. Достопримечательности и достоинства маршрута:

08 июня 2018

ХХIII РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛЁТ

Со 2 по 8 июня в рамках Республиканского профильного экологического лагеря  с круглосуточным пребыванием «Юный эколог» проводился Республиканский слёт юных экологов, организованный  ГУДО РК «Республиканский центр экологического образования».  Программа лагеря предусматривала учебную, физкультурно-оздоровительную и  досуговую деятельность (АЛЬБОМ)
Команду ГОУ "КРЛ при СГУ" представляли десятиклассники Софья Батурина, Анастасия Пунегова, Полина Ловин-Лович и Максим Редкин. Сам Слёт экологов проходил в два этапа - теоретический и практический. Старшеклассники состязались в четырёх номинациях: ботанике, зоологии, гидробиологии и почвоведении. Практический тур проходил на территории Ботанического сада Сыктывкарского университета. Зоологи смотрели следы жизнедеятельности животных, слушали голоса птиц, работали с определителями. Гидробиологи рассчитывали индекс чистоты водоёма, определяли гидробионтов. Почвоведы работали на  почвенном разрезе, а ботаники - с растениями в аптекарском огороде. По результатам практического и теоретического туров были определены победители и призёры.

Все дни были насыщены мероприятиями: посадка аллеи кедров и изготовление сувениров из природного материала, конкурс интеллектуалов "Мегамозги"и визитная карточка отряда, посещение Вузов и предприятия "Эколайн", создание фотогазеты и игра по станциям.
Команда ГОУ "КРЛ при СГУ" выступила очень достойно: мы получили три призовых места и стали победителями командного первенства. В конце июня в Уфе проводится Всероссийский этап слёта, куда отправляются Настя Пунегова (гидробиология) и Максим Редкин (орнитология). Пожелаем им удачи! 
 Герасименко Н. Л.,
Макарова Л.А.

31 мая 2018

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА ОРДЫМ

Холодный ветер подхватывал лепестки черёмухи, которые смешиваясь с майскими снежинками, создавали неповторимый колорит  северный весны. Именно в этот день, 31 мая, группа холодоустойчивых любителей природного экстрима выбралась на экологическую тропу Ордым в районе села Выльгорт. Слово "ордым" с коми языка и переводится как "тропа, или просека".
Группа  десятиклассников:  Бутрим Артемий, Редкин Максим, Аракчеев Сергей, Ловин-Лович Полина, Пунегова Настя, Батурина Соня, Иевлева Настя, Наумова Юля, а также наши хорошие  друзья Канев Юрий и Чилухин Влад ступили во владения Перы-богатыря и Яг-Морта.
Экскурсовод - биолог Алёна Александровна Катаева,  была одним из инициаторов создания экотропы в этом районе, где лыжные трассы республиканского стадиона имени Раисы Сметаниной соседствуют с территорией заказника " Важъёлью".

В самом начале экологической тропы мы сфотографировались с Перой-богатырем и Яг-мортом. Первый отрезок пути проходил по смешанному лесу, особенность которого в том, что он включает в себя много уровней. Мы могли видеть как высокие деревья (берёза, ель, пихта), так и низкорослые растения  (таволга волнистая, купальница европейская, медуница неясная, жимолость лесная).
На этом же участке тропы нам показали опаснейшие ядовитые растения. Это кустики волчьего лыка: его красивые красные ягоды легко могут обмануть. Не менее ядовитым оказался всем знакомый дельфиниум, содержащий алкалоиды (их действие подобно кураре - знаменитому яду индейцев, резко снижают мышечный тонус и препятствуют проведению нервных импульсов). Больше всего алкалоидов бывает в корнях в начале вегетации растения, а в листьях - в период плодоношения.

16 мая 2018

И ЗА ВЫСОКОЕ СОЧУВСТВОВАТЬ УМЕНЬЕ ("Паутинка" в Тентюковском ДИПИ)

Спектакль по Красной книге республики в третий раз был представлен зрителям. Авторы сценария и исполнители,  восьмиклассники лицея, пришли в Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов. Эту встречу помогла организовать руководитель наших волонтёров  Татьяна Геннадиевна Урнышева.    
            На этот раз зрителями были не ровесники или младшие школьники, а взрослые люди, которые многое испытали в жизни, которые к тому же имеют серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому выступать с экологическим спектаклем перед такой аудиторией было вдвойне ответственно.

            И вот звучит знакомая мелодия, появляется заставка презентации, и на сцену выходят девять героев спектакля. За пультом управления Мария Юдина, текст от автора читает Екатерина Макарова, а роли героев Красной книги исполняют:  Глеб Казымов, Эмилия Бизайне, Алёна Пекарь, Ксения Черезова, Ярослава Крюкова, Дмитрий Бадьин, Владимир Марченко, Савелий Кардашин, Арина Бойко. Звучит заключительная фраза: "Ты слышишь нас, человек?", обращенная к зрителям, к самим себе, ко всем людям.

            Благодарственное письмо, которое вручили юным артистам сотрудники Тентюковского ДИПИ, заканчивается очень важными словами:
"Благодарим за всё - за радость, теплоту,
Участие, любовь и доброту,
За красоту души, высокие стремленья,
И за высокое сочувствовать уменье!"

Н.Л. Герасименко

05 мая 2018

МИКРОМИРЫ - ЭТО СОВСЕМ РЯДОМ

В субботу, 5 мая, мы ходили в лабораторию микробиологии. Там работают студенты, пишущие курсовые или квалификационные работы, в ходе которых они изучают микроорганизмы, их свойства и функции, исследуют вопросы практического использования бактерий и грибов.
  Большинство работ связано с почвенными организмами. Студенты выделяют микроорганизмы из разных почв, чаще всего эти почвы находятся далеко на севере (районы Воркуты и Ненецкого автономного округа), но в  последнее время они изучают почвы Ботанического сада. Оказывается, в почвах, которые находятся на Севере, обитают «особенные» микроорганизмы, растущие при температурах ниже +100, поэтому их исследования в лаборатории проводятся также при низких температурах.
  Еще одно направление работы лаборатории связано с изучением качества окружающей среды, поэтому студенты работают на очистных сооружениях Mondi СЛПК, исследуют очистные способности одноклеточных. Кроме того, студенты выращивают микроорганизмы, окисляющие нефть на отходах молочного производства (на молочной сыворотке).

19 апреля 2018

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТ «А» ДО «Я» НА ХИМБИЛЕ

   
19 апреля 2018 г. ГОУ «КРЛ при СГУ» для учащихся сельских муниципальных образовательных организаций Республики Коми из Княжпогостского и Сыктывдинского районов был организован учебный практикум «Учебно-исследовательская деятельность от  «А» до «Я».
    В корпусе Института естественных наук (на химбиле) состоялся семинар-практикум «Учебно-исследовательская деятельность по биологии:  введение, методы, результаты», целью которого было знакомство с начальными  этапами исследовательской работы.
Первый этап работы начался в кабинете биологии, куда вместе с волонтёрами Настей Пунеговой и Юлей Наумовой пришли участники семинара. Нашими гостями стали  Ирина Викторовна, учитель географии, двенадцать девчонок и Женя Куштысев из СОШ №2 г. Емвы, победитель конференции «Первые шаги» на секции «Биология и экология». 
    Семинаристы познакомились с презентацией о правилах написания исследовательской работы, активно участвовали в обсуждении. Структура  собственно учебного практикума состояла из трёх частей: проведение эксперимента (измерение пульса в разных условиях); оформление результатов в компьютерной программе Excel; написание раздела «Введение» - важного этапа любой исследовательской работы. 

07 апреля 2018

В лаборатории ИЕН


ОПЫТЫ С ХЛОРОФИЛЛОМ

В рамках специализации по химии и биологии наша дружная группа побывала в  лаборатории физиологии растений в Институте естественных наук СыктГУ (на химбиле). Под чутким руководством Нины Николаевны Шергиной, доцента кафедры биологии, нами был проведен ряд интересных экспериментов.
Сначала мы вспомнили значение хлорофилла,  благодаря которому растения способны к фотосинтезу. Затем мы выбрали растение для дальнейших опытов. В нашем случае эта была китайская роза, или гибискус китайский (альбом G+).
Подготовительный этап
Цель: получить хлорофилл. Взяв лист нашего растения, мы поместили его в фарфоровую ступку, добавив туда осколки стекла и щепотку мела. Растерев листья до однородной массы и добавив туда 10 мл 96% эталона, мы тщательно все перемешали и отфильтровали гомогенат в пробирку через бумажный фильтр. Через некоторое время получился экстракт красивого зеленого раствора, пригодного для дальнейшей работы.
Опыт №1
Цель: применить способ разделения пигментов по методу Крауса. Из самой первой пробирки мы перелили в другую 2 мл спиртовой вытяжки и добавили 3 мл петролейного эфира. После этого мы встряхнули пробирку и дали отстояться содержимому. Мы могли наблюдать отслоение эмульсии. Сверху собрался эфир с хлорофиллом (зеленый цвет), а снизу пигмент ксантофилл. Так мы проверили метод Крауса в действии.
Опыт №2
Цель: оценить реакцию щелочи со сложным эфиром. Из самой первой пробирки мы перелили в другую 2 мл вытяжки и добавили 2 капли раствора NaOH (гидроксида натрия). Затем нагрели пробирку на водяной бане до закипания раствора. После охлаждения добавили 2 мл бензина и 2 капли воды, встряхнули и дали жидкости отстояться. В верхнем слое мы получили бензин с каротином, а в нижнем - спирт с хлорофиллом. Тем самым мы изучили реакцию щелочи с эфиром.
Благодаря возможности самостоятельно проделать все предложенные опыты, следуя всем инструкциям и указаниям, мы укрепили свои знания и умения в проведении лабораторных работ. И просто замечательно провели время с большой пользой для нашей будущей практической и исследовательской деятельности.
Алёна  Пекарь, Михаил Бабушкин, 21 группа

05 марта 2018

НАУЧНЫЙ МИР – ЭТО СОВСЕМ РЯДОМ


Сотрудничество с Малой академией Коми научного центра проходит в рамках элективного курса по биологии. Уже много лет  лицеисты приходят сюда – в храм научных открытий. И совсем не обязательно, чтобы эти молодые люди нашли  призвание в данной области. Главное, ребята смогут расширить свой кругозор, увидеть работу профессиональных учёных, прикоснуться к уникальным приборам, почувствовать атмосферу творчества.
В качестве введения в специальность по лабораториям Институтов проводятся ознакомительные экскурсии. Первое знакомство с работой Коми НЦ находит продолжение  в летней практике, а затем наступает время собственных открытий. В Институтах биологии, физиологии и геологии за 18! лет побывали десятки наших лицеистов;  многие из них выполнили исследования в научных лабораториях под руководством специалистов, подготовили материалы для докладов на конференциях и публикаций своих научных достижений…
А теперь слово новой волне, нашим восьмиклассникам.
Какие научные открытия совершат они? Очень хочется заглянуть хотя бы на два года вперёд...  (Н.Л. Герасименко)

5 марта 2018 года мы посетили Коми научный центр УрО РАН, а именно Отдел лесобиологических проблем Севера (фотоальбом). Первоначально сотрудники отдела занимались репродуктивностью, развитием зародышей растений, изучением семян, шишек хвойных. После аварии на Чернобыльской атомной станции началось изучение растительных объектов из-под Чернобыля. Мы своими глазами увидели  веточку ели до аварии на Чернобыльской АЭС и через несколько лет после аварии. Разница была поразительна! Эти факты заставляют вновь задуматься  о природе, что же человек с ней может совершить,  и как с этими ужасными последствиями бороться.

08 февраля 2018

Экскурсия в Институт Геологии

8.02.18 г  мы с классом были на экскурсии в Институте Геологии.
Сначала мы посетили зал минералов, там было много интересных экспонатов, например, гигантский кристалл, безумно красивый аметист или желчные камни, предоставленные хирургами.
Далее направились в зал с полезными ископаемыми, мы увидели  нефть, золото в чистом в виде, алмазы, большие песчаники и гематиты.
После нам показали палеонтологические находки: отпечатки папоротника в породе, затвердевшие кораллы и раковины, но , наверное, самыми интересными из них были кости мамонта и скелет тиранозавра. Экскурсовод рассказала, что его нашли в Монголии и  назвали Кешей. 
Ксения Сагайдак, 51 группа